Заметки по электронике, музыке и переводы.


Сямисэн по-русски. Часть 2: Как играть на Сямисэне?

04 Jul 2022


Начало здесь.

После того, как мы сделали Сямисэн, надо научиться на нём играть.
Техника игры на Сямисэне чем-то напоминает и гитарную, и скрипичную. От одного — звукоизвлечение и несколько приёмов, от второго — постановка левой руки и тоже свои несколько приёмов.
Будем идти от простого к сложному.

Внимание!

Эта статья не является полноценным руководством по игре на Сямисэне, а лишь рассказывает о моём опыте самостоятельного обучения по найденным в сети интернет ресурсам.
Меня никто не учил, я просто анализировал доступный материал. Не отрицаю, что здесь может быть много ошибок.

Подготовка инструмента

Что надо сделать сначала? Собрать инструмент и натянуть струны.
С первым вы можете справиться сами, надо соединить части грифа (если он разборный) и вставить его в деку.

Натягиваем струны

Наденьте Нэо одним кольцом на шпиль. Три петли не должны высовываться слишком высоко, а само кольцо должно не должно провисать (но и затягивать до упора не надо).
Берёте струну, продеваете в петлю. На конце, который торчит из петли делаете колечко и переворачиваете его на петлю Нэо. Сразу не затягивайте, надо опустить струну ниже плоскости дэки, чтобы струна сперва опиралась на деку, а потом на порожек. Нижняя струна затягивается так же, только колец надо сделать два.
Порядок струн в колке, как я понял, не имеет чётких правил, но самых распространённых два:

  • Дальний - верхняя, ближний - нижняя
  • Дальний - верхняя, ближний - средняя

Это зависит от того, где находятся отверстия на колках, чтобы при намотке струна выровнялась на нужной стороне грифа. Настроим чуть позже.

Посадка

Как говорила моя преподавательница по классической гитаре: “сначала научись играть в правильной позе, а уж потом хоть лёжа на полу играй”. Не могу с ней не согласиться.
Итак, для начала надо сесть в классическую японскую позу 正座 Seiza / Сэйдза, что дословно переводится, как “правильная посадка”. Садитесь на колени, ступни вытянуты, спина прямая. Девушки колени сводят, ступни можно расположить под углом, внахлёст. Мужчины же могут чуть развести колени, но ступни должны быть параллельно (так труднее, да). Конечно, это не обязательно, можно и сидя на стуле, но для аутентичности и тренировки выдержки стоит попробовать.
Инструмент ставят нижним дальним углом деки на правую ногу, под углом около 45 градусов. Да, гриф будет норовить упасть — надо положить правую руку на деку так, чтобы и играть было удобно, и деку придерживать. Головка грифа должны быть на уровне вашей головы. Ставить нижний край стоит на расстоянии 5-10 см от живота. Прижимать целиком нельзя, только верхушкой деки (по сути, Докакэ).
Если начало получаться, можно отрабатывать звукоизвлечение.

Строй

Чтобы было хоть немного мелодично, давайте настроим инструмент.
Есть три основных строя:

  • 本調子 / Honchoushi (например, C F C)
  • 二上り / Niagari (например, C G C)
  • 三下がり / Sansagari (например, C F Bb)

Вообще, как я уже рассказывал в прошлой части, абсолютная высота строя не важна, важна относительность.
Если и у вас прокручиваются колки, можете натереть те части колков, которые соприкасаются с головкой грифа, канифолью для скрипок. Возможно, эффект будет не сразу, а только спустя некоторое время, когда канифоль разотрётся об стенки.

Звукоизвлечение, правая рука

Для начала надо правильно взять медиатор: расположите его перед собой, наконечником влево, обхватите ручку тремя пальцами перпендикулярно ручке (не зажимаем в кулак, а слегка обхватываем), мизинец заводим перед ручкой (не обхватываем ручку, а кладём перед ней, можно поджать), большим пальцем упираемся в сантиметре от кончика. Причём, не в плоскости медиатора, а перпендикулярно ему. Хват должен быть лёгким, но жёстким. Рука расслаблена, но медиатор при этом жёстко зафиксирован и не должен болтаться. Вытяните руку вправо, согните на 90 градусов в локте вперёд, согните на 90 градусов кисть вниз, опустите всю конструкцию на инструмент. Если зажать только безымянным и мизинцем, медиатор должен остаться перпендикулярен руке. Если он поворачивается — что-то не так. Опять же, первая фаланга и безымянного, и мизинца плотно примыкает к грани медиатора — из-за этого возникает напряжение в мышцах, но с практикой пальцы растянутся, и будет не так неудобно.
Удар по третьей, нижней струне идёт вместе со шлепком медиатора по коже, для других струн так уже не получится, но всё равно, надо давить дальше. По-началу это страшно, но кожа выдерживает, так что смелее. Для прицеливания можете опереться мизинцем (который так удобно торчит вниз) на нижнюю часть порожка. Сначала проще всего извлекать звук почти по центру. Ещё бьют ближе к порожку, так звук становится более резким. Не кладите всю грань медиатора при звукоизвлечении! Он должен опускаться под небольшим углом, почти параллельно. Можете поставить что-нибудь перпендикулярно деке и отрабатывать ровные движения медиатором.

Левая рука

Левая рука скользит по грифу при помощи Юбисури/Юбикакэ. В принципе, можно и без неё, никто не запрещает.
Хват — смесь скрипичного и гитарного: большой палец перпендикулярно грифу (можно немного залезть наверх), а пальцы ставят не перпендикулярно оси грифа, а под углом, при этом фаланга касается края грифа (ни на скрипке, ни на гитаре так не делают).
Что касается попадания в ноты, то это приходит только с опытом и с тренировкой слуха. Это как на скрипке. По идее, если гриф сделан разборным (из трёх частей), то стыки частей и так расположены на определённых ладах, что облегчает позиционирование. Рекомендую пометить места, где были бы лады, чтобы проще учиться. Я даже видел специальные наклейки с метками на боковую часть грифа. Но это не универсальное решение, так как размеры инструмента могут сильно варьироваться. Проще всего взять малярный скотч, наклеить сбоку от грифа, где на гитаре обычно точки, и при помощи тюнера разметить лады. Когда уже подберёте оптимальное положение порожка (даёт разный звук), можете поставить гитарные маркеры из пластика (или из нити для 3D принтера.)

Нотная грамота

А теперь будем переучиваться, так как композиции для сямисэна имеют специфичную запись. Будем рассматривать современный, более понятный вариант.

Ноты

Если вы знакомы с гитарными табулатурами, то это почти то же самое: есть три линии — три струны, есть границы тактов, есть цифры на линиях — предполагаемые лады. Не закрашенный кружок (или же нуль) — это открытая струна. А жирная точка — пауза.
Обращаю ваше внимание, что 4, 11 и 16 ладов нет! Поэтому 12 лад становится 10м!

Лады сямисэна
*С сайта: http://www.tetsukuro.net/shamisen/4_1.html *

За длительности отвечают подчёркивания. Обычно композиции делают в размере 2/4, и длительности привязаны к размеру такта.
Для 2/4:

  • Обычная нота - четверть
  • Подчёркнутая - восьмая
  • Дважды подчёркнутая - шестнадцатая
  • Трижды подчёркнутая - тридцать вторая

Это для 2/4! Для другого размера надо увеличить/уменьшить пропорционально.
Есть мнение, что всю музыку надо играть пунктирным ритмом. Так вот, это не так. Какие-то композиции надо играть, какие-то нет — для этого есть пометка — はずんで. Некоторые уже записаны пунктиром.

Также применяют различные обозначения из обычного сальфеджио, так что отвертеться и не учить не выйдет.

Аппликатура

Арабскими цифрами обозначают аппликатуру.

  • I — Указательный
  • II — Средний
  • III — Безымянный

Как вы могли догадаться, мизинец не используется. Радуйтесь.

Приёмы

Также под нотами можно увидеть слоговую азбуку. Это прописаны приёмы игры. Вот основные из них:

  • 【 ハ 】 ハジキ Hajiki / Хадзики — дёрганье струны левой рукой (свободным пальцем или сдёргиванием уже зажатой ноты) Пример
  • 【 ス 】 スクイ Sukui / Сукуй — извлечение ноты поддеванием медиатором вверх Пример
  • 【 ウ 】 ウチ Uchi / Ути — удар пальцем по струне, hammer-on
  • 【 ◡ 】 スリ Suri / Сури — слайд/глиссандо без удара в конце
  • 【 ケ 】 ケシ Keshi / Кэси — приглушение струн левой рукой
  • 【 ⅃ 】 オシ撥 Oshibachi / Осибати — игра с опорой и извлечение на следующей струне, как swipe на электрогитаре Пример

А эти не прописывают, но активно применяют:

  • ユリ Yuri / Юри — вибрато, играется почти всегда, отличается от привычного нам на гитаре или скрипке Пример 1, Пример 2, Пример 3
  • ユスリ Yusuri / Юсури — подъезд к ноте, слайд
  • かき回し Kakimawashi / Какимаваси — по сути, игра сдёргиваниями/ударами без медиатора
  • カエシバチ Kaeshibachi / Каэсибати — игра медиатором снизу-вверх, нижним уголком
  • ハタキ Hataki / Хатаки — слайд/глиссандо от верхних к нижним нотам “навылет”

И довольно важный момент, положение медиатора относительно струн:

  • 前バチ/Maebachi/Маэбати — удар медиатором ближе к грифу
  • 後バチ/Ushirobachi/Усиробати — удар медиатором ближе к порожку

Стоит отметить, что в основном играют Ushirobachi, но Sukui/Oshibachi всегда играют Maebachi.

Пример

Для наглядности разберём самую простую композицию: “Сакура”.

Sakura Sakura
PDF

Что мы здесь видим: размер 2/4, строй 二上り, то есть, CGC.
Почти всё произведение играется на третьей струне. Начинаем с 4 лада первым (указательным) пальцем, отсчитываем четверти:

  • 4, 4
  • 6 (безымянным), пауза
  • 4, 4
  • 6 (безымянным), пауза
  • 4 (скользим указательным вверх) 6
  • 7 (средним), 6 (указательным, и скользим вниз)
  • 4 (указательным), 6-4 (половинки, хадзики: берём безымянным 6 и сдёргиваем, предварительно поставив 4 указательным)
  • 5 (средним на второй струне), пауза
  • 0 (открытая первая), 1 (вторая струна, указательным)
  • 0 (открытая первая), 1 (указательным)
  • 0 (открытая первая), 0-1 (половинки, открытая первая, вторая струна указательным)
  • 0 (вторая струна), пауза

Думаю, что если вы немного знакомы с нотной грамотой или табулатурами, то довольно быстро освоитесь.

Упражнения

Люди, отучившиеся в музыкалке, могут вспоминить, как из гоняли играть всякие этюды. Или упражнения Шрадика на скрипке.
Для сямисэна тоже есть кое-что “стандартное”: 一段 / Ichi-dan, Ити-дан. Первый дан. Приёмы и последовательности оттуда встречаются во многих других композициях, к тому же, на нём можно отточить сразу множество навыков игры, начиная с основ, заканчивая нюансами. На самом деле, этих “данов” шесть.

Скачайте и посмотрите:

Как это вообще играть, спросите вы? А вот так!

Все шесть целиком:

Первый с разбором полётов:

Мнемоника

To be continued

Полезная литература

  • Shamisen.space — бесплатные табулатуры для сямисэна
  • ShamiMaster — здесь тоже довольно много бесплатных табулатур
  • MailRuCloud — все ноты, которые мне удалось раздобыть, включая две предыдущие ссылки (можно сразу брать здесь)
  • Bachido — главный англоязычный ресурс по сямисэну, есть как бесплатные курсы, так и платные
  • YT ShamisenTV —YouTube канал (яп), много полезных тонкостей в игре и не только, настоятельно рекомендую
  • YT Rinon Ninqueon — мой канал
  • YT Сямисэн по-русски — мой второй канал

Tags:
#music,#shamisen